Первое и главное, что стоит помнить:
Выполняйте домашние задания вместе с ребенком, а не вместо него.
Выполняйте с ребенком только то, что задано в школе. Не стоит перегружать школьника дополнительными заданиями или заставлять начисто переписывать классную работу. Помните, что ребенок находится в школе 4-5 часов, а затем он продолжает делать уроки дома. Жизнь ребенка не должна состоять только из школьных заданий.
Установите четкий режим выполнения домашних заданий и старайтесь не отклоняться от него. Режим значительно облегчает жизнь ребенку.
Работайте спокойно, без нервотрёпки, упреков, порицаний. Эмоции – плохой помощник в работе. Постарайтесь каждый раз найти, за что можно похвалить ребенка.
Если необходимо внести коррективы по ходу работы, делайте это немедленно, так как ребенок может “заучить” ошибку. Но избегайте слов “ты делаешь не так”, “это неправильно”. Старайтесь, чтобы ребенок нашел ошибку самостоятельно.
Постарайтесь научить вашего ребенка следить за временем, отведенным для каждого задания. И помните, что в 1 классе после каждых 15-20 минут работы следует делать динамическую паузу. Чтобы не превращаться в «будильник», бесконечно отсчитывающим время для ребенка самим, отведите эту роль таймеру или песочным часам.
Рабочее место – для работы, а не для игры. У ребенка должно быть «свое» место для учебных занятий, которое он учится самостоятельно готовить для работы, содержать в порядке.
Оказывая помощь ребенку, сразу оговорите, каким этот объем помощи будет: если вы помогаете в выполнении одного упражнения, то так оно и должно быть. Иначе впоследствии дети с радостью будут перекладывать на вас все домашнее задание.
Постепенно давайте ребенку больше самостоятельности, позволяйте справляться с заданиями самому, контролируя и обсуждая только результат. С самого начала приучайте ребенка в конце работы осуществлять проверку сделанного. Попробуйте сыграть с ним в игру «А что бы я сам себе поставил», на следующий день обязательно сверив ожидаемую отметку с реальной и обговорив результат.
Помните, что ваша цель – не пройти еще раз школьный курс самому, а помочь сделать это успешно ребенку.
Наверное, самые частые - и взаимные — жалобы учителей и родителей касаются чтения. Сперва дети читают слишком медленно, затем плохо пересказывают прочитанное, а потом, ближе к окончанию начальной школы, все чаще и чаще звучит фраза: «Он не любит читать, книжку в руки ему только из-под палки сунуть можно». А ведь дальше, в средней и старшей школе, резко увеличивается объем материала, усваиваемого через чтение, и объем произведений школьной программы по литературе, где мало просто прочитать, нужно еще и уметь пересказать прочитанное и выразить свое отношение к тексту. И дети, читающие слишком медленно и с низким уровнем осознанности, и дети, старающиеся любыми силами избежать чтения, будут испытывать все возрастающие сложности с усвоением программы...
Всегда проще предотвратить проблему, нежели ждать ее возможного появления. А делать это нужно загодя — еще до прихода ребенка в првый класс. В контексте подготовки к школе речь идет не о собственно развитии навыка чтения, хотя если ребенок будет уметь — и любить! - читать, придя в 1 класс, это станет ему большим подспорьем. Но не менее важным будет развивать речь и словарный запас дошкольника.
Если же говорить о собственно процессе формирования навыка чтения, то следует всегда помнить, что это достаточно сложный процесс и для его успешной реализации стоит обращать внимание на многие факторы, порой, казалось бы, никаким образом с книгой не связанными:
Как же привить любовь к чтению? Советы для родителей
(на основе рекомендаций Соболевой А.Е.)
? Каждое утро и каждый вечер растирать ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следить за тем, чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ, правильно питался (полезная пища «для ума» – бананы, орехи, мед, лимоны). Не забывайте и про свежий воздух
? Выделить ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повесить над столом интересные цитаты из произведений. Научить ребенка искать их в книгах. Можно назвать это занятие «собиранием умных мыслей».
? Научиться самим и научить ребенка делать дыхательную гимнастику.
? Во время приготовления уроков использовать ароматерапию, заправив аромалампу эфирными маслами или бергамотом, можжевельником. А можно просто заварить в чашке лавровый лист и поставить на письменный стол или положить кожуру апельсина.
? Даже у самого маленького ребенка книга должна ассоциироваться с наиболее приятными вещами – мамиными руками, ее теплом, ее улыбкой. Если малыш почувствует, что книга – это удовольствие, то, повзрослев, он сам потянется к ней.
? Собирайте домашнюю библиотеку. Пусть она будет и не очень большой, но не случайной. Ведь это просто здорово, когда книга имеет свою историю. Не разменивайтесь на мелочи – собирайте те книги, которые прошли проверку временем, вошли в золотой фонд. И помните: когда у вас появятся внуки, история этих книг только удлинится, а их ценность повысится. Финансы?...Можно ведь копить и на книги.
? Не пренебрегайте чтением вслух. Стремитесь к тому, чтобы ваше чтение переросло в самостоятельное чтение ребенка.
? Если ученик начальной школы читает совсем плохо, используйте кассеты с записями. Сейчас в продаже можно найти практически любое классическое произведение, прочитанное профессиональным актером или чтецом. Вначале ребенок будет только слушать, но потом подскажите ему следить за читаемым по книге. Вы сами не заметите, как скорость чтения и понимание возрастут, а ребенок постепенно втянется в процесс и полюбит то, что стало легким и понятным.
Игры и упражнения для повышения осознанности чтения и письма
Играть в «рифмы», сочинять и записывать стихи, завести для них специальную тетрадь. Обсуждать с ребенком совместные произведения.
Придумывать мини-тексты или предложения, где все слова будут начинаться с одной и той же буквы. Самое главное — эти тексты должны быть осмысленными и связными.
Попробуйте игры типа «балды», скраббла или «виселицы». Вы убьете двух жирных зайцев сразу: во-первых, поможете в развитии словарной зоркости, а во-вторых, приобретете бесценное общение с собственным ребенком:)
И – читать, читать! Читать ребенку, читать вместе с ребенком, читать всей семьей! Если ребенок будет видеть вас каждый вечер с книгой в руках, это будет важнее тысячи сказанных слов «Садись читай!»
Демонстрируйте мягкое, тактичное, чуткое отношение к детям.
Опирайтесь на сильные стороны ребёнка.
Избегайте подчёркивания его промахов.
Демонстрируйте любовь и уважение к ребёнку.
Позволяйте ребёнку самому решать проблемы там, где это возможно.
Принимайте индивидуальность ребёнка.
Внушайте ребёнку уверенность в себе, в успехе, собственных силах.
Применяйте преимущественно позитивное оценочное воздействие: похвала, одобрение.
Избегайте публичной критики.
Предъявляйте разумные требования, ожидания. Будьте последовательными.
Проявляйте постоянную заинтересованность в ребёнке, заботу о нём.
Умейте признавать свои ошибки.
Предпочитайте требовательность – безразличию, свободу – запретам, тепло в отношениях – отчуждённости.Поддерживайте своего ребёнка.
Нельзя унижать ребёнка.
Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровыми наказаниями.
Нельзя злоупотреблять обещаниями: ребёнок живёт настоящим, а обещание – это будущее.
Нельзя чрезмерно опекать: по мере взросления должна расти самостоятельность.
Нельзя требовать немедленного повиновения: нужно время, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно найти лучший вариант.
Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту, возможностям ребёнка.
Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми.
Нельзя наказывать дважды за одно и то же: ищите объяснения, почему повторяется проступок.
Нельзя говорить плохо о ребёнке в присутствии других людей.
Нельзя строить воспитание на запретах: вспомните – запретный плод сладок. -Нельзя злоупотреблять нравоучениями.
Понедельник | 09.00-12.30 | Работа с детьми, родителями, педагогами ,Организационно методическая работа |
Вторник | 09.00-12.30 | Работа с детьми, родителями, педагогами ,Организационно методическая работа |
Среда | 10.00-13.30 | Работа с детьми, родителями, педагогами Организационно методическая работа |
Четверг | 10.00-13.30 | Работа с детьми, родителями, педагогами Организационно методическая работа |
Пятница | 10.00-13.30 | Работа с детьми, родителями, педагогами организационно методическая работа |